www.ladsistem.ru

Целью нашей организации является патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодежи, а также социальная адаптация и коррекция детей (в том числе детей с ограниченными возможностями развития), социальная адаптация военнослужащих и их семей.

Сибирская застава

Главная

Новости

Дошкольники

Сибирский казак

Ансамбль «Лад»

Сибирская застава

Видео студия «Лад»

Семинары

Расписание занятий

Статьи

Видео

Фото

Контакты


Статьи

Русская рукопашь

Есть люди, которые при словах “Русский рукопашный бой”, делают недоуменное выражение лица. Складывается впечатление, что у нас нет среднего образования и, стало быть, многим недоступно знание истории. Хотя люди, которые так удивлены, подчас имеют высшее образование и ученые степени. Вот где, действительно, “Иваны не помнящие родства”. А ведь в школе ещё изучали : “Никиту Кожемяку”, ”Евпатия Коловрата”, “Василия Буслаева”. На слуху у всех слова Суворова “Пуля-дура, штык-молодец”, “Я пришел не считать противника, а бить”. Опять же проходили “Азовское сидение донских казаков”, 7590 казаков против 250 000 отборного турецкого войска. После многочисленных приступов басурман, 1000 раненных казаков вышло из-за разрушенных стен города и стала гнать и добивать турецких янычар, которых на каждого казака приходилось по 200 человек. Некогда блистательное и грозное войско турецкого паши с позором закончило свой поход, а казаки покрыли себя неувядаемой славой.

Надо заметить, что беспрерывные войны и многочисленные победы русского воинства были нормой для того времени. Позднее также бесславно закончили свои походы на русскую землю и Наполеон, и Гитлер, и многие другие.

Россия, страна с огромной территорией и враждебно настроенными, воинственными соседями - без боевого искусства , без системы рукопашного боя и навыков выживания, - разве мы выдержали бы натиски и с востока, и с юга, и с запада врагов, пытавшиеся покорить нас раз и навсегда ?

Приходил к нам турок - и мы били турка, приходил швед- били и шведа, приходил француз - били француза ... и немца, и поляка, и японца, и многих других с мечом и огнем к нам приходивших.

Вот, что пишет иностранец Гваньини (побывавший в России в 16 в.) о русском воинском умении: “Сражающиеся с московитянами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками и всем телом. Они столь сильны, что без всякого оружия, надеясь на одну силу свою, часто отваживаются сражаться со свирепыми и неукротимыми медведями и, схвативши их за уши, дотоле утомляют их, доколе сии последнии не упадут на землю”.

А что же рукопашный бой, чем жил он, на чем основывался в быту, в повседневной жизни, пока не было войны ? Как “выковывали” воина , где училось своему искусству пешее ополчение, которое в средневековые времена решало исход битв ? Народ славянский - вольный народ, не терпевший от природы своей рабства, не любивший муштры, воспитывал детей своих через игру.

Рукопашные состязания и игры были распространены повсеместно и насчитывали тысячи вариантов. Обряды, праздники, народные гуляния не обходились без кулачного боя и борьбы. Рукопашные состязания в кулачном бое известны у русских к началу XX века в четырех видах и имели большее распространение, чем виды борьбы. Самый древний вид кулачного боя, известный в это время “Свалка-сцеплялка” - противоборство двух партий бойцов, без каких либо построений, или иначе это бой, где в толпе каждый бьется сам за себя. Вид кулачного боя “Один на один” или “Сам на сам” - это единоборство двух бойцов по оговоренным правилам. Ещё одно название этого вида - “Охотницкий бой”, где бойцы выходили по “охоте”(по своему желанию), помериться силой. Зачастую это был бой сильнейших, “заправских” бойцов. Вид “Раз за раз” был распространен в Поволжье. Это бой - поединок, где бойцы наносили удары в строгой очередности. Пример - “Песня про купца Калашникова”.

Самый же любимый вид кулачного боя, в основе которого лежат древние военные пешие построения славян - “Стена на стену ”. У М.Ю.Лермонтова есть известные строки:

“Что тут хитрить, пожалуй к бою,

Уж мы пойдем ломить стеною

Уж постоим мы головою

За Родину свою !” (поэма “Бородино”)

Стеношный бой начинался по обычаю с “зачина” утром праздничного дня. Мальчики 7-9 лет “мальцы”, с противоположных сторон сходятся без всякого строя и затевают перебранку, “брань”. Кидают друг в друга снежки, летом - шишки, задирают словами и телодвижениями. Беспорядочно вступают в кулачные поединки. Кто-то летел в сугроб, кто-то пустил “юшку” и вот уже подростки 10-12 лет вступили в бой со своей однолинейной стенкой. У них есть свой атаман(вожак). Они сходятся и бьются, пока одна из “стенок“ не дрогнет и не побежит. Когда солнце уже за полдень, постоять за своих выходят “выростки”, юноши 15-17 лет, со своей “стенкой” наготове бой “заправский” : минимум в 3 ряда стоят бойцы взрослой стенки. Одна из стенок “выростков” смяла другую и рассеялась, натолкнувшись, на ряды женатых мужиков, откуда вдруг выходит поединщик “заводной”, “охотник”. “Стена” гудит, “ревет” - “Дай бойца, бойца”. Кулачный поединок предваряет бой, как в старинных сражениях : Мстислав и Редедя, Пересвет с Челубеем.

Дело к ужину. После поединка “стенки” сходятся на сшибку и понеслось ... , и солнце зашло, и месяц вышел, а бой “кипит”, не угасает. То одна стена другую собьёт, опрокинет и гонит до межи, а там супротивная “отошла”, выстроилась. Клич атамана - и вновь начинается бой, который длится обычно до трех прогонов за межу, границу территории противника.

Бой - всегда праздник в общине. Боям придавалось важное значение, иногда их так и называли “общественные”, “мирские”(мир- община), “общинные” бои, где поголовно участвовало все мужское население.

А женщины, празднично наряженные, выходили смотреть и активно болели за свою “стенку”.

“Стенка” на селе комплектовалась по территориальному(“в каком краю живёшь - за тот и бейся ”), в городах и фабричных слободах по профессиональному (например : грузчики против кожевников) , в древности - по принадлежности к роду, по родовому признаку.

Кулачный бой - настоящий праздник, зрелище, особенно когда в кулачном сражении участвуют до 10 000 человек, - именно такое количество бойцов в прошлом веке участвовало в боях на Москве-реке и в Петербурге на Неве. Бой мог продолжатся от нескольких часов до нескольких дней, с перерывами. Так, например: село Давыдовка Воронежской губернии в 20-х годах вызвало на бой 5 соседних сел. “Стенки” бойцов сходились с флагами и под барабанный бой. Сражение продолжалось неделю - Давыдовцы победили.

После боя победители и побежденные шли вместе в трактир. Пели песни и веселились, вспоминая наиболее удачные удары, от которых им здорово досталось.

Долго в памяти кулачников оставались моменты праздника, где “греют бока” и “румянят щёки” и даже отступает радикулит. Отличившиеся пользовались всеобщей славой и уважением на протяжении долгого времени.

“Заслышит дед на своей печи призывный гомон боя, и встрепенется в нем сердце старого кулачника; кряхтя, сползет он с печи, выйдет потихоньку за ворота.

Хоть посмотреть, послушать, вспомнить старое. Смотрит, смотрит, а потом не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и окровавленным лицом, но удовлетворенный, кряхтя еще сильнее, снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, еще раз в жизни бился, еще раз и, может быть последний.” (Фомин. “Кулачные бои в Воронежской губернии“ 1925 г.)

Память - родовая память, традиция - вот чем силен народ. Как ни искажай историю, как ни кощунствуй, - родовая память народа и его Вера - жива ! Она ему не изменяет. И чувством этим, а не логическим знанием он распознает врага и друга.

(А.Каримов 10.01.98 г.Омск.)


« Назад

Copyright © НРОО «Лад» 2008 - 2017 г., Powered by DDD.RU™, Russia