www.ladsistem.ru

Целью нашей организации является патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодежи, а также социальная адаптация и коррекция детей (в том числе детей с ограниченными возможностями развития), социальная адаптация военнослужащих и их семей.

Сибирская застава

Главная

Новости

Дошкольники

Сибирский казак

Ансамбль «Лад»

Сибирская застава

Видео студия «Лад»

Семинары

Расписание занятий

Статьи

Видео

Фото

Контакты


Статьи

Воинские искусства и русские монастыри

                              Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани. (Пс. 143,1)

 

Относительно боевых искусств среди нашей молодежи успела сло­житься традиция восхищения мона­хами китайского монастыря Шао-линь. Конечно, русские монастыри не были центрами подготовки про­фессиональных воинов, однако это с какой стороны посмотреть. Обра­тимся к историческим фактам.

Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли со­бой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосред­ственной близости к рубежам Ро­дины, они всегда были готовы к от­ражению нападения врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводи­тельствовали вылазкам на непри­ятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной. Так в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гет­манов Сапеги и Лисовского в ле­тописи Лавры рассказано об уча­стии старцев монастыря:

«Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех пол­ках... Старцы же Сергиева мона­стыря ходяще в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем братие за веру христианскую». (Авраамий Палицын)

Так иноки лавры встали на сте­ны монастыря, защищая обитель Святой Троицы от литовско-польских войск — сбивая пистонерами литовских удальцов.

Или другой пример — участие монахов Пересвета и Осляби в Ку­ликовской битве, на ратный подвиг которых наставлял святой Сергий Радонежский, он же благословил на битву и князя Дмитрия Ивановича Донского.

Другой русский монастырь — Псково-Печерский — был осажден войсками Стефана Батория в фев­рале 1611 года. Летопись монас­тыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выг­нали неприятеля из укреплений, взя­ли пленных и пушки. «Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис ту­ров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и по-влекоша во град». В другом месте читаем: «ставша противу ополче­нию их со оружием и бысть бой велий у всех приступов»...

Упомянем и Соловецкий мона­стырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов 1571 г., 1582 г., 1611 г.

Позднее монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформ патриарха Никона, в течении 8 лет выдерживали осаду регулярных царских войск («соловецкое сиде­ние») и, если бы не предательство, открывшее лаз в монастыре, держа­лись бы и дольше. Интересно, мо­гут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать побе­дами в подобных военных предпри­ятиях, тем более с таким размахом. Так, летописи повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники отечества, с оружием и врукопашную защищавшие веру Православную.

Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становил­ся духовным воином ~ воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция, когда старые воины постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два мо­настыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе, они имели и постоянную духовную прак­тику. Например, умная молитва, сер­дечная сосредоточенность, созерца­ние Исихия. Эта практика непосред­ственно связана с соединением ды­хания и ритма сердца с молитвой — самодействующая сердечная молит­ва. Подобная молитвенная практи­ка в единстве с воинским опытом по­зволяла таким людям совершать вы­дающиеся ратные подвиги, которые были для них делом обыденным. Сми­ренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Стремления же их были на другом пути — пути ду­ховном, пути стяжания Духа Святого.

Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень мно­го бывших военных, само послуша­ние которых сродни воинскому. Если же вы хотите узнать подроб­нее, приезжайте в Троице-Сергиеву Лавру. Наверно, вы помните Ве­ликую Отечественную войну, битву за Сталинград, дом Павлова. А ведь Павлов жив, сейчас это монах-старец Кирилл, духовный наставник Троице-Сергиевой Лавры и патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О том, как нужно поступать пра­вославному воину, есть точные слова:

Любите врагов своих,

Гнушайтесь врагов Христа

И бейте врагов Отечества.

В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к вои­нам: «Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества».

 

Андрей Каримов март 1993г.  


« Назад

Copyright © НРОО «Лад» 2008 - 2017 г., Powered by DDD.RU™, Russia