www.ladsistem.ru

Целью нашей организации является патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодежи, а также социальная адаптация и коррекция детей (в том числе детей с ограниченными возможностями развития), социальная адаптация военнослужащих и их семей.

Сибирская застава

Главная

Новости

Дошкольники

Сибирский казак

Ансамбль «Лад»

Сибирская застава

Видео студия «Лад»

Семинары

Расписание занятий

Статьи

Видео

Фото

Контакты


Статьи

Беспризорность

Что выбирает общество: связь поколений, преемственность или беспризорность, отчужденность человека от истории, от своего народа, традиций, семьи и т.д.

 Современные кризисные явления в социальной сфере, духовной жизни и культуре общества в большой мере оказываются следствием отчуждения новых поколений от сложившихся веками народных традиций, смещение доминант и стереотипов общественного сознания в сторону идеалов общества потребления.

Беспризорность является следствием разрушения естественных, исторически сформировавшихся институтов, таких как семья, род, община. Человек вне их, выпадает из естественной среды призора, присмотра, воспитания, лишается участия, то есть части своего наследства в виде опыта и знаний, накопленных поколениями до него. Доля соучастия проходит мимо него, так он становится изгоем, что раньше было самой страшной казнью. На такую участь брошены многие дети оставленные своей семьей, родственниками, обществом.

Противостоять нарастающей волне беспризорности возможно созданием среды воспитания сходной семейной, родовой, общинной. Традиционно воспитание детей-сирот брала, например крестьянская община. Нашим народом накоплен богатый опыт участия в воспитании детей, оставшихся без близких родственников, особенно это проявлялось во времена военного лихолетья. Немало и сейчас людей, которые занимаются таким воспитание по зову сердца, считая это обычным своим делом. Такое воспитание естественно образом основано на опыте этнопедагогики. В народной культуре есть все необходимое для воспитания физически здорового, психически устойчивого и духовно богатого человека.

На протяжении тысячелетий в народной культуре складывались представления человека о мире и его мироощущение, система образов и языка, верований, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы обрядово-праздничной жизни и фольклор.

На основе традиционности не только закреплялся весь опыт практической деятельности общества, но и регулировались нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, половозрастных) всего жизненного уклада. Сохраняя до наших дней свое корневое значение, традиционная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит отражение исторический путь каждого народа.

Сейчас необходимо создание таких форм деятельности, которые образовывали бы среду коллективного, непринужденного воспитания, охватывающего разные возраста. Включение в процесс взаимовоспитания должно быть естественным, а соучастие в нем приносило бы радость и удовлетворение.

Такая работа может быть реализована через форму кружка, секции, студии и т.д. но, как показывает практика, эти и другие виды деятельности должны быть объединены в формы центров, народных домов, школ традиционной культуры не просто с набором кружков, но единым планом работы во взаимодействии.

На данный момент в Д/к п. Краснообск (НСО) и Новосибирске на общественных инициативах реализуется программа школы традиционной культуры, которая охватывает детей и взрослых разных социальных слоев. В воспитательную деятельность включены дети из многодетных семей, сироты, беспризорные, много детей без отцов. В единой системе деятельности сложились несколько направлений работы: 

1. Занятия с детьми от 1,5 до 5 лет вместе со своими родителями в школе раннего развития, программа которой включает в себя:

--- Народные игры.
--- Пестушки, потешки.
--- Пение.
--- Разыгрывание сказок, былин, прибауток, песен.
--- Пальчиковую гимнастику («Сорока ворона» и т.д.)
--- Совместные семейные праздники.
--- Простые хороводы и танцы. 

Все имеет единую методическую структуру и отвечает активной не созерцательной природе ребенка и самым естественным образом воспитывает его. Например, играть - физиологическая потребность ребенка. В игре особенно хорошо формируется душа ребенка, да и тело развивается быстрее. Используя различные роли, он обживает окружающий мир в самых разных ситуациях, усваивает нравственные нормы, вырабатывает оптимальные способы реагирования. В настоящее время у психологов появился термин «недоигранность» - именно этим объясняют психологи и социологи рост агрессивности в молодежной среде, тягу к азартным и опасным забавам. Беспризорники страдают этим в еще большей степени. 

2. Занятия с мальчиками 5-12 лет включают в себя:

--- Молодецкие игры и забавы.
--- Народную борьбу и состязания.
--- Русский рукопашный бой.
--- Строевую и военную песню.
--- Беседы, воспитание словом.
--- Трудовое воспитание на основе народных ремесел.
--- Изучение славных воинских дат в истории отечества.
--- Изучение православного календаря.
--- Изучение уклада жизни традиционного православного человека.
 

В воспитание мальчика самое основное - примеры русских воинов, святых, подвижников, благочестивых предков, стремление к русскому воинскому идеалу – духовному, православному воину.

Особое место в воспитании занимает понятие Подвига, как явного, стремительного движения, приближающего нас к Богу. Подвиг бывает гражданский, монашеский, воинский и т.д. Смысл подвига вообще – самоотречение и жертвенность. Подвиг воинский хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай» Через такое воспитание происходит активная, сознательная и ненасильственная подготовка будущего мужчины к трудам, подвигам, созданию семьи. 

3. Занятия с девочками, начиная с 5-7 лет, до совершеннолетия включают в себя:

--- Народное пение.
---Народную хореографию (хороводы, пляска, бытовые танцы)
--- Рукоделия (вышивка, ручное ткачество, роспись по дереву)
--- Игры, считалки, загадки.
--- Изучение православного народного календаря и жизнь по нему.
--- Изучение колыбельных песен, потешек.
--- Знания по первой медицинской помощи.
--- Воспитание образа матери
 

Различными средствами традиционной культуры раскрываются творческие способности сразу в нескольких направлениях в сообразной системе. Одновременно укрепляется и развивается физическое и эмоциональное здоровье. Есть место, время, и возможности для духовного роста.

Через игру и помощь взрослым в воспитании младших, девочки проходят школу материнства, подготавливаются к созданию семьи, уюта в доме, ведению домашнего хозяйства. Приоритетной задачей занятий с девочками является, воспитание доброты, любви, веры и терпения. 

4. Занятия с мальчиками, юношами и допризывной молодежью включают в себя:

--- изучение православного уклада жизни и календаря.
--- изучение русской военной истории.
--- русский рукопашный бой, борьбу, состязания.
--- молодецкие игры и забавы.
--- военно-полевые выходы.
--- стрельбы и тактические полевые учения.
--- специальную психофизическую подготовку
--- занятия в летнем православном военно-патриотическом лагере.
--- трудовое обучение (ремесло, изготовление походного и иного снаряжения, макетов оружия и доспеха).
--- строевую подготовку.
--- изучение строевых, походных, исторических, протяжных мужских песен.
--- обучение игре на народных музыкальных инструментах, изучение боевых и походных наигрышей и системы музыкальных сигналов.
--- ориентирование на местности, владение картой, компасом и т.д.
--- Беседы, воспитание словом.
--- Трудовое воспитание на основе народных ремесел.
--- Изучение славных воинских дат в истории отечества.
--- Изучение православного календаря.
--- Изучение уклада жизни традиционного православного человека.
 

В воспитание мальчика самое основное - примеры русских воинов, святых, подвижников, благочестивых предков, стремление к русскому воинскому идеалу – духовному, православному воину.

Особое место в воспитании занимает понятие Подвига, как явного, стремительного движения, приближающего нас к Богу. Подвиг бывает гражданский, монашеский, воинский и т.д. Смысл подвига вообще – самоотречение и жертвенность. Подвиг воинский хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай» Через такое воспитание происходит активная, сознательная и ненасильственная подготовка будущего мужчины к трудам, подвигам, созданию семьи. 

3. Занятия с девочками, начиная с 5-7 лет, до совершеннолетия включают в себя:

--- Народное пение.
---Народную хореографию (хороводы, пляска, бытовые танцы)
--- Рукоделия (вышивка, ручное ткачество, роспись по дереву)
--- Игры, считалки, загадки.
--- Изучение православного народного календаря и жизнь по нему.
--- Изучение колыбельных песен, потешек.
--- Знания по первой медицинской помощи.
--- Воспитание образа матери
 

Различными средствами традиционной культуры раскрываются творческие способности сразу в нескольких направлениях в сообразной системе. Одновременно укрепляется и развивается физическое и эмоциональное здоровье. Есть место, время, и возможности для духовного роста.
 

Через игру и помощь взрослым в воспитании младших, девочки проходят школу материнства, подготавливаются к созданию семьи, уюта в доме, ведению домашнего хозяйства. Приоритетной задачей занятий с девочками является, воспитание доброты, любви, веры и терпения.

4. Занятия с мальчиками, юношами и допризывной молодежью включают в себя:

--- изучение православного уклада жизни и календаря.
--- изучение русской военной истории.
--- русский рукопашный бой, борьбу, состязания.
--- молодецкие игры и забавы.
--- военно-полевые выходы.
--- стрельбы и тактические полевые учения.
--- специальную психофизическую подготовку
--- занятия в летнем православном военно-патриотическом лагере.
--- трудовое обучение (ремесло, изготовление походного и иного снаряжения, макетов оружия и доспеха).
--- строевую подготовку.
--- изучение строевых, походных, исторических, протяжных мужских песен.
--- обучение игре на народных музыкальных инструментах, изучение боевых и походных наигрышей и системы музыкальных сигналов.
--- ориентирование на местности, владение картой, компасом и т.д.
---.проведение командных игр, состязаний, учений на сплочение команды (боевое слаживание).
--- изучение мужской пляски.

Цель занятий: в контексте воинской, православной, традиционной культуры - привить любовь к отечеству, подготовить юношу к его защите, дать необходимые трудовые навыки. Ориентировать на активную жизненную позицию и создание семьи. 

5. Занятия с юношами и девушками с 16 лет включают в себя:

--- совместное проведение праздников (жизнь по православному календарю)
--- пение.
--- народную хореографию (кадрили, хороводы, пляска, бытовые танцы).
--- народные, молодежные игры.
--- участие в совместной трудовой деятельности.
--- совместные туристические, экспедиционные и паломнические поездки.
--- подготовку и проведение праздников для малышей и детей-сирот.
--- занятия и помощь младшим.

Цель занятий: в контексте православной, традиционной культуры создать среду для молодежного общения и деятельности в альтернативу агрессивной, бездуховной, оккультной среде масскультуры. Среда традиционной культуры естественным образом дает молодым людям возможность правильно сделать выбор пары для семейной жизни и найти верные ориентиры в непростом, современном мире. 

Послесловие:

Все вышеперечисленное обязывает рассматривать проблемы возрождения и развития фольклорных традиций в ряду необходимых задач укрепления основ духовной жизни общества, восстановления связей между поколениями, а, следовательно, - как программное направление не только в области художественного творчества, но и в сфере образования и воспитания личности.  
 


« Назад

Copyright © НРОО «Лад» 2008 - 2018 г., Powered by DDD.RU™, Russia