www.ladsistem.ru

Целью нашей организации является патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодежи, а также социальная адаптация и коррекция детей (в том числе детей с ограниченными возможностями развития), социальная адаптация военнослужащих и их семей.

Сибирская застава

Главная

Новости

Дошкольники

Сибирский казак

Ансамбль «Лад»

Сибирская застава

Видео студия «Лад»

Семинары

Расписание занятий

Статьи

Видео

Фото

Контакты


Статьи

Средовые механизмы трансляции культурного наследия

Культура русского народа - это слепок внутреннего состояния, душевных и духовных потребностей и устремлений. Цель и задача этих устремлений – сопротивление духовной энтропии мира.

Полагая это за основу, русский народ утверждал себя во времени и пространстве. В каждый исторический период он стремился к построению уклада жизни и осознанию бытия, согласуя его с Идеалом, заложенным изначально.

Становление человека как полноценной личности, причастной к истории народа, способной к дальнейшему развитию, возможно при условии наследования опыта жизни, верной духовной ориентации на Идеал.

Здесь в полной мере реализует свое корневое начало Культура.

Знания об Образовании человека - восприятии им Образа Идеала, пространственные и временные характеристики жизни, законы природы и общества кристаллизовались в передаче накопленного опыта, и явились основой создания поэтических, пластических и других форм кодирования информации. Эта информация и является предметом трансляции от одного поколения к другому. Для качественной передачи знаний необходимо создание определенных благоприятных условий трансляции культурного наследия и механизмы, посредством которых оно бы передавалось. Наиболее естественным условием является образование и воспитание человека в замкнутой пространственно - временной Среде, где внешние влияния ограничены.

Каждая Среда является социальным институтом с отработанной системой непрерывного и последовательного образования, воспитания и обучения человека, с индивидуальным подходом, учетом возрастных и других особенностей личности.

Основа передачи знаний в Среде - не простое изучение, а проживание. Человек не отделяет себя от объекта исследования, не обезличивается, а стремится определить себя в духовной связи с объектом, принимает на себя всю меру ответственности за вхождение в контакт. В этом различие потребительского подхода к знанию, основанного на безверии и мнимом неучастии, и мира деятельного знания, определяющего себя в духовных координатах.

В представляемых нами Средах происходит трансляция культурного наследия народа.

Мы рассмотрим некоторые механизмы такой передачи и ценностное содержание предмета передачи.

Заметим, что данное представление нами материала нестрогое, расположено ближе к психосоциальным этюдам на данную тему.

 

 


Семья

Родимый дом - форма конкретно-образного пространства расположения семейной среды передачи культурного наследия, индивидуально значимое и важное.

В каждом доме и у каждой семьи свой Уклад, т.е. система и распорядок внутреннего устройства жизни, приоритет которого выше общественного, но стремится быть с ним в согласии.

Уклад - это форма сохранения внутреннего пространства семьи. Если членов семьи ничто, кроме совместного проживания, не объединяет и интересы каждого вне семейного круга, то семья существует формально.

Если нет уклада, нет и семьи, есть лишь один сплошной набор случайных встреч.

Как бы то ни было, Уклад - только оболочка, самой главной ценностью семьи и основой для передачи является Любовь и особая теплота.

Набранный потенциал светлых отношений человек понесет далее по своей жизни вплоть до создания собственной семьи, где, реализуя его, замкнет круг передачи наследия.

Культура характеризует нам семейную среду деятельным взаимоучастием в жизни другого, ориентированностью друг на друга, умением слушать и прислушиваться к другому, сочувствовать и уступать.

Отеческая забота естественным образом проявляется в ответном послушании других членов семьи.

Наиболее близкое и тесное родство располагает к постоянному психологическому взаимовлиянию. И если в семейных отношениях нет любви, послушания и уступчивости проблемы, зачастую, переходят в круг психопатий, выйти из которого очень трудно.

Послушание и уступчивость хорошие спутники здравомыслию на пути воспитания и образования нового человека.

Любовь и согласие внутри семьи дают начало любви и за пределами дома, распространяясь на род и общину.

Управляется Уклад жизни, словом, настраивающим всю систему на Лад. Слово - в разговоре, просьбе, пожелании. Слово пословицы и поговорки своим объемом и концентрацией информации подобно скорой помощи. Слово предания доносит знание о мироустройстве, славной истории Отечества «Откуда есть и пошла земля Русская». Слово сказки задает уроки – модели «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Проживая Урок сказки, человек сравнивает свой внутренний мир с духовно-нравственными требованиями сказочного, определяет свою готовность к самостоятельным и реальным поступкам в мире действительном.

 

 


Мир, община.

Община – это традиционная форма русского социального устройства. Она осмыслена в духе христианского вероучения, и представляет из себя среду, принципы поведения в которой обусловлены законами правды и совести.

Жизнь по Правде требовала ясности и открытости. Как на ладони был каждый человек в общине. Да и чего таится, коли живешь по чести, да по совести.

Жизнь общины вообще не терпела скрытности, неясных и порожних слов, мудреных жестов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот днем. Господь всеведущ, да и люди рано или поздно все узнают. Молва, как известно, впереди человека бежит.

Общине присущ особый механизм, - коллективная, соборная совесть. Действенность такого механизма для воспитания духовного мира человека показала русская история. Оторваться от общины или быть изгнанным из нее было для русского человека равносильно смерти или даже хуже нее. Изгнание было самой сильной и крайней мерой общинного суда. Ведь изгой не только прерывал экономические связи с общиной, но и лишался духовной поддержки и всякого заступничества общины.

Именно на соборной совести, построен обычай полюбовного решения вопросов - обычное право, где спорные вопросы решаются на основании религиозно – нравственных категорий правды и совести. Отсюда естественно желание русского человека держаться общинного социального устройства.

Общинная жизнь особенно ярко проявляла себя в среде праздника.

 


Праздник

Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.

Среда коллективной жизни, где временные и пространственные составляющие изменяются по отношению к обыденным.

Время летит незаметно, вот оно начало праздника и уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого, люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни и только в лучших отношениях.

Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал.

Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения.

Умение создавать праздник - мастерство и искусство. Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести.

Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические.

Искренность в детстве естественная, возвращается ко многим, становится возможной именно во время праздника.

Комплексы поведения, приобретенные взрослой серьезностью или неосторожным словом, взглядом, снимаются в такой обстановке.

Человек начинает общаться на разных языках культуры, в обыденной жизни мало используемых. Это темп и ритм музыки, пластика движений в пляске, танце. Слово в различной форме: разговор, предание, пословица и т.д. Краски и формы национального костюма. Звук, интонация и слово песни, где история народа оживает звучащим словом и запечатлевается в сердцах.

В среде праздника культура непринужденно перетекает от одного человека к другому, наделяя каждого недостающим умением. Человек, ободренный общим благорасположением, раскрывается и за короткий срок, находясь в благоприятной среде, перенимает целую систему ориентации в окружающем мире и знании о нем.

 


Помочи

Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник.

Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой.

Так строили церкви, дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара.

На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью.

Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей.

Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.

 


Трудовой коллектив - Артель

Артель - коллективная среда, где сам труд способствует передаче культурного наследия.

Профессиональная деятельность в коллективе повышает производительность труда, и направлена на создание материального благополучия каждого члена артели. Но создание материальных благ занимает в представлениях Артели не центральное место, основа не в жажде обогащения, важнее соответствие совместной деятельности нравственным потребностям души. «В труде не только страда, но и радость и красота».

В артельном понимании, недостаточно научить человека работать, необходимо способствовать формированию у него соответствующего мировоззрения, привить ему нравственные критерии труда.

Труд занимал одно из центральных мест в системе ценностей русского народа.

Труд определялся русским человеком как необходимое средство достижения горнего мира, - «Бог труды любит»

Такие категории как стыд, совесть, честь во многом определяли эмоционально–психологическую атмосферу артельного труда. Артель участвовала и сопереживала семейной жизни каждого своего члена, кроме того, часть средств и помощь артели направлялась вдовам, нищим и погорельцам. Артель также брала к себе на обучение и воспитание детей - сирот.

Ритм – основа всякого труда. Обретая мерность любой труд, даже самый непосильный, становился легким. Быстрее осваивались трудовые секреты. Ритм конкретной трудовой операции соотносился с ритмом всего процесса, ритмом дня, года.

Вхождение в артельную жизнь происходило методом «приучения». Степенность труда, мастерство и отточенность движений, вот тот особый фон обучения в артели. К тому же процесс познания мастерства наполнен емкими фразами поговорок, пословиц и охватывает ученика своим особым обаянием, ему хочется доверять мастеру как второму отцу, старшему брату. Невольно ученик копирует весь образ мудрого наставника и усердно пытается подражать ему. В такой период процесс копирования мастера внутри ученика, полностью захватывает жизнь последнего.

Как правило, любой наставник и руководитель в Артели - мастер слова, который внимательно наблюдает за процессом работы и жизни Артели, и в ответственный период бодрым словом, поддержкой через доверие решает возникающие вопросы.

Благожелательная обстановка способствует труду, возникает стремление не отстать, стимулируется освоение трудовых навыков и постоянное самосовершенствование.

Видя одаренность ученика, мастер рисует тернистый путь, по которому тот должен пройти, чтобы реализовать свои дарования.

Реализовать одаренность необходимо через настойчивость, последовательность, упорство и тогда приобретение мастерства определяет талант и открывает горизонты искусства и творчества.

Неискушенному трудно пройти одному и не заблудиться, опыт наставника корнями поколений оберегает ученика и позволяет достичь необходимых целей.

Времена лихолетья заставляют каждого артельщика оторваться от своего дела и взяться за ремесло самопожертвования.

 

 


Воинское братство

На грани жизни и смерти стоит среда, основа которой - самопожертвование, «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Высшее проявление этой среды Подвиг – стремительный порыв самоотречения, присоединяющий человека к Свету.

Воинское братство есть тесное товарищество локтем к локтю, преодолевающее совместно многие лишения, что обостряет взаимоответственность, так как каждая мелочь может стоить жизни товарища, друга, побратима. Побратимство как явление было широко распространено. Побратимы обменивались крестами, духовно роднились в знак особой дружбы и спасения в бою.

Опытные воины, многое испытавшие и изведавшие, выстраивали систему передачи знаний по принципу «Бойца нужно беречь, а не жалеть». «Победи себя, будешь побеждать других» - звучит воинская мудрость. Путь воина – путь духовный и идти по нему не просто, нужен проводник, не понаслышке знающий хитрости и коварство врага. Таких людей вне зависимости от возраста называли дедами.

Дедовщина - это рука, пригибающая бритую голову новобранца от пуль. Уверенный след по шаткому болоту или минному полю. Глоток воды из полной фляжки. Взор мудрых не смыкающих глаз в ночи. Подставленный локоть, отбитый роковой штык врага. Спина - по ней держать ориентир в угаре первого боя. Искрометный оптимизм, как прививка от уныния. Веселое, бодрое, меткое, слово, песня, прибаутка, сказка и быль.

Духовное братство идущих на смерть ради жизни, исповедующих «…чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь », не имело и не имеет никакой червоточины отношений, никакого намека на унижение или превосходство.

Извращение понятия дедовщина, связано с постепенным отходом от православной веры в армии, целенаправленным разрушением русских воинских традиций и мотивации воинского служения.

 

В поднятой нами теме мы затронули функционирование уникальных средовых механизмов трансляции культурного наследия.

Культура современного общества пренебрегает традиционными духовными ценностями и не стремится к сохранению означенных традиционных форм и механизмов культурной среды. Активно стараются развивать лишь психологическую периферию человека, не затрагивая внутреннюю, духовную жизнь. Вследствие чего происходит процесс обездушивания - лишения человека внутреннего, духовного мира. Человек современный представляется как биомеханическая машина, где тема игры гормонов выступает па первый план.

Взгляд на человека, как машину с физиологическими процессами, сделали почти невидимой внутреннюю жизнь народа.

Бумерангом возвращается к людям неприятие духовных критериев культуры. Так, человек без полноценной семьи и любви – калека, и бездушная жизнь приводит индивидуума к прочному унынию, а в дальнейшем и самоубийству. Не следуя законам общинной совести, праздника и помочей, человек тайной своей жизнью становится добровольным изгоем и одиночкой.

Зарабатывая деньги и не вкладывая часть из них в культуру, образование и воспитание, бизнесмен обречен, строить железные заборы, нанимать охрану и заводить бойцовых собак, но безопасность так и останется мнимой - никуда свободно не выйти, никуда не пойти. В тоже время беспризорные дети вырастут, и найдут способ сократить здоровье и состояние такому бизнесмену.

Извращение подлинной дедовщины и духовных идеалов в армии, ставит в сложное положение боеспособность нашей армии. В трудной ситуации униженный боец стреляет в спину своего командира или сослуживца.


Время летит незаметно, вот оно начало праздника и уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого, люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни и только в лучших отношениях.

Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал.

Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения.

Умение создавать праздник - мастерство и искусство. Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести.

Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические.

Искренность в детстве естественная, возвращается ко многим, становится возможной именно во время праздника.

Комплексы поведения, приобретенные взрослой серьезностью или неосторожным словом, взглядом, снимаются в такой обстановке.

Человек начинает общаться на разных языках культуры, в обыденной жизни мало используемых. Это темп и ритм музыки, пластика движений в пляске, танце. Слово в различной форме: разговор, предание, пословица и т.д. Краски и формы национального костюма. Звук, интонация и слово песни, где история народа оживает звучащим словом и запечатлевается в сердцах.

В среде праздника культура непринужденно перетекает от одного человека к другому, наделяя каждого недостающим умением. Человек, ободренный общим благорасположением, раскрывается и за короткий срок, находясь в благоприятной среде, перенимает целую систему ориентации в окружающем мире и знании о нем.

 


Помочи

Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник.

Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой.

Так строили церкви, дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара.

На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью.

Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей.

Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.

 


Трудовой коллектив - Артель

Артель - коллективная среда, где сам труд способствует передаче культурного наследия.

Профессиональная деятельность в коллективе повышает производительность труда, и направлена на создание материального благополучия каждого члена артели. Но создание материальных благ занимает в представлениях Артели не центральное место, основа не в жажде обогащения, важнее соответствие совместной деятельности нравственным потребностям души. «В труде не только страда, но и радость и красота».

В артельном понимании, недостаточно научить человека работать, необходимо способствовать формированию у него соответствующего мировоззрения, привить ему нравственные критерии труда.

Труд занимал одно из центральных мест в системе ценностей русского народа.

Труд определялся русским человеком как необходимое средство достижения горнего мира, - «Бог труды любит»

Такие категории как стыд, совесть, честь во многом определяли эмоционально–психологическую атмосферу артельного труда. Артель участвовала и сопереживала семейной жизни каждого своего члена, кроме того, часть средств и помощь артели направлялась вдовам, нищим и погорельцам. Артель также брала к себе на обучение и воспитание детей - сирот.

Ритм – основа всякого труда. Обретая мерность любой труд, даже самый непосильный, становился легким. Быстрее осваивались трудовые секреты. Ритм конкретной трудовой операции соотносился с ритмом всего процесса, ритмом дня, года.

Вхождение в артельную жизнь происходило методом «приучения». Степенность труда, мастерство и отточенность движений, вот тот особый фон обучения в артели. К тому же процесс познания мастерства наполнен емкими фразами поговорок, пословиц и охватывает ученика своим особым обаянием, ему хочется доверять мастеру как второму отцу, старшему брату. Невольно ученик копирует весь образ мудрого наставника и усердно пытается подражать ему. В такой период процесс копирования мастера внутри ученика, полностью захватывает жизнь последнего.

Как правило, любой наставник и руководитель в Артели - мастер слова, который внимательно наблюдает за процессом работы и жизни Артели, и в ответственный период бодрым словом, поддержкой через доверие решает возникающие вопросы.

Благожелательная обстановка способствует труду, возникает стремление не отстать, стимулируется освоение трудовых навыков и постоянное самосовершенствование.

Видя одаренность ученика, мастер рисует тернистый путь, по которому тот должен пройти, чтобы реализовать свои дарования.

Реализовать одаренность необходимо через настойчивость, последовательность, упорство и тогда приобретение мастерства определяет талант и открывает горизонты искусства и творчества.

Неискушенному трудно пройти одному и не заблудиться, опыт наставника корнями поколений оберегает ученика и позволяет достичь необходимых целей.

Времена лихолетья заставляют каждого артельщика оторваться от своего дела и взяться за ремесло самопожертвования.

 

 


Воинское братство

На грани жизни и смерти стоит среда, основа которой - самопожертвование, «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Высшее проявление этой среды Подвиг – стремительный порыв самоотречения, присоединяющий человека к Свету.

Воинское братство есть тесное товарищество локтем к локтю, преодолевающее совместно многие лишения, что обостряет взаимоответственность, так как каждая мелочь может стоить жизни товарища, друга, побратима. Побратимство как явление было широко распространено. Побратимы обменивались крестами, духовно роднились в знак особой дружбы и спасения в бою.

Опытные воины, многое испытавшие и изведавшие, выстраивали систему передачи знаний по принципу «Бойца нужно беречь, а не жалеть». «Победи себя, будешь побеждать других» - звучит воинская мудрость. Путь воина – путь духовный и идти по нему не просто, нужен проводник, не понаслышке знающий хитрости и коварство врага. Таких людей вне зависимости от возраста называли дедами.

Дедовщина - это рука, пригибающая бритую голову новобранца от пуль. Уверенный след по шаткому болоту или минному полю. Глоток воды из полной фляжки. Взор мудрых не смыкающих глаз в ночи. Подставленный локоть, отбитый роковой штык врага. Спина - по ней держать ориентир в угаре первого боя. Искрометный оптимизм, как прививка от уныния. Веселое, бодрое, меткое, слово, песня, прибаутка, сказка и быль.

Духовное братство идущих на смерть ради жизни, исповедующих «…чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь », не имело и не имеет никакой червоточины отношений, никакого намека на унижение или превосходство.

Извращение понятия дедовщина, связано с постепенным отходом от православной веры в армии, целенаправленным разрушением русских воинских традиций и мотивации воинского служения.

 

В поднятой нами теме мы затронули функционирование уникальных средовых механизмов трансляции культурного наследия.

Культура современного общества пренебрегает традиционными духовными ценностями и не стремится к сохранению означенных традиционных форм и механизмов культурной среды. Активно стараются развивать лишь психологическую периферию человека, не затрагивая внутреннюю, духовную жизнь. Вследствие чего происходит процесс обездушивания - лишения человека внутреннего, духовного мира. Человек современный представляется как биомеханическая машина, где тема игры гормонов выступает па первый план.

Взгляд на человека, как машину с физиологическими процессами, сделали почти невидимой внутреннюю жизнь народа.

Бумерангом возвращается к людям неприятие духовных критериев культуры. Так, человек без полноценной семьи и любви – калека, и бездушная жизнь приводит индивидуума к прочному унынию, а в дальнейшем и самоубийству. Не следуя законам общинной совести, праздника и помочей, человек тайной своей жизнью становится добровольным изгоем и одиночкой.

Зарабатывая деньги и не вкладывая часть из них в культуру, образование и воспитание, бизнесмен обречен, строить железные заборы, нанимать охрану и заводить бойцовых собак, но безопасность так и останется мнимой - никуда свободно не выйти, никуда не пойти. В тоже время беспризорные дети вырастут, и найдут способ сократить здоровье и состояние такому бизнесмену.

Извращение подлинной дедовщины и духовных идеалов в армии, ставит в сложное положение боеспособность нашей армии. В трудной ситуации униженный боец стреляет в спину своего командира или сослуживца.

 

Но мы все-таки, надеемся, что обращение к духовному опыту предков сыграет положительную роль в деле возрождения России. И как предсказывали святые земли Русской, пройдя путем страданий, Россия обновленной предстанет всему миру. Но Бог не спасает человека без участия самого человека.

Говоря о культуре, формах среды, механизмах трансляции нужно отметить, что ищем мы не пустой формы, а наполненной, насыщенной глубоким духовным содержанием, не мертвых механизмов, а органически вплетенных в таинственную сакральную связь человека с Богом.

(Андрей Каримов)


« Назад

Copyright © НРОО «Лад» 2008 - 2017 г., Powered by DDD.RU™, Russia