www.ladsistem.ru

Целью нашей организации является патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодежи, а также социальная адаптация и коррекция детей (в том числе детей с ограниченными возможностями развития), социальная адаптация военнослужащих и их семей.

Сибирская застава

Главная

Новости

Дошкольники

Сибирский казак

Ансамбль «Лад»

Сибирская застава

Видео студия «Лад»

Семинары

Расписание занятий

Статьи

Видео

Фото

Контакты


Статьи

Социокультурные механизмы и средства воспроизводства личности

Проблема:

Состояние общества как рынка с ориентацией на потребление, рынка без моральных тормозов, современная атомизация личности в обществе, как в личном, так и общественном плане приводят к деградации основных социальных институтов (семья, школа, трудовой коллектив, государство). Это прямым образом влияет на процессы становления и созревания нового поколения, для которых личная социальная, физическая и духовная зрелость становятся проблемой. Растет число социально брошенных и беспризорных детей, детей с асоциальным и девиантным поведением. Дальнейшая неуспешность в жизни незрелых личностей, чувство одиночества и отсутствие нравственных критериев приводят к нарастанию самоубийств, жестокости и преступлений в обществе. Все вместе создает серьезные проблемы в социализации подрастающих поколений, что может пагубно отразиться на социально-политическом поле страны.


Идея:


Процессы, обратные процессам разобщения и развращения личностей, способны цементировать общество. Опыт и принципы объединения общества есть в истории России, система воспитания и образования зрелой и успешной личности - в национальной культуре.


Наша цель:

Воспитание здоровой, физически крепкой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, политически зрелой и ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.


Инструмент:

Традиционная культура как система, дающая педагогу широкий набор инструментов и подходов для реализации поставленной цели:

- Мелодика и ритм наигрышей организуют деятельность, нормализуют психическую и эмоциональную сферу и психомоторику ребенка.

- Народные игры не только физически развивают, но и социально воспитывают.

- Исторические песни и былины нравственно возвышают, вплетая личность в канву истории, приобщая к славному и героическому наследию Отечества.

- Народные сказки формируют нравственные понятия и ориентиры: любовь; добро и зло; поступок; подвиг; совесть и др.

- Пляска обладает рекреативной функцией и способствует формированию волевой сферы личности.

- Танец и хоровод естественным образом знакомят молодых людей, обыгрывает семейные роли.

- Во время традиционного праздника, праздничных игр и состязаний происходит добровольное сплочение общества.

- Посредством разыгранных конфликтов организуются механизмы ненасильственного внутреннего регулирования в обществе, семье и коллективе.


Наша задача:

Восстановление, полддержка и развитие традиционных институтов социализации молодежи и детей, являющихся по сути фактором сдерживания роста преступности среди несовершеннолетних.Создание педагогически организованной воспитывающей среды, в условиях которой как бы происходит естественный социально-психологический тренинг, позволяющий восстановить либо сформировать у дезадаптированных подростков навыки социально-одобряемого поведения, преодолеть различные затруднения межличностного общения, сформировать позитивные ценностные ориентации.По сути создать среду праздника - события, где процессы обучения, воспитания, образования, коррекции взаимно дополняли бы и усиливали друг друга. Процессы социального созревания, социально-педагогической реабилитации и ресоциализации подростков должены охватить все основные сферы их жизнедеятельности в семье, школе, на улице.

Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре.

Необходимость мужского воспитания остро осознана обществом. Мужская норма поведения и ее формирование являются приоритетным направлением при работе с подростками и юношами. На примере традиционых социальных функций мужчины мы покажем процесс формирование зрелой личности. Разработанные на основе русских сказок схемы "возрастов" и "простанств", служат рабочими моделями для тестирования и создания индивидуальной программы социализации и коррекции детей и подростков.

В поисках идеальной модели для раскрытия системы возрастного воспитания мужчины обратимся к устному народному творчеству, в частности к волшебной сказке, сказкам о животных. Слова сказки «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» подсказывают нам правильность нашего выбора. Тем более, замечательно то, что сказка урок добрым молодцам, а не красным девицам.


Четыре крупных возрастных периода предлагает нам сказка:

 



 

1. Первый возраст от рождения до начала обрядов связанных с инициацией – Дитя;

2. Возраст от инициации до создания семьи – Парень;

3. Третий возраст, включающий в себя весь детородный период после женитьбы – Мужик;

4. И последний период до смерти – Старик.

Вводя терминологическую цепочку «Дитя – Парень – Мужик – Старик», мы имеем в виду проявления не конкретного возраста, а мифологические социальные функции жизненного цикла мужчины.

Каждый возраст имеет свое жизненное пространство, в котором он большее время находится и на которое ориентирован.

 



 

 

Так пространство Дитя - ДОМ также, как и у Старика, активная социальная деятельность которого уменьшается до пространства дома, откуда он и начал свой путь как Дитя. В пространстве дома действует самый первый институт воспитания традиции: СЕМЬЯ.

Следующее пространство, обнимающее и охраняющее ДОМ – ПОЛЕ (включая СЕЛО – УСАДЬБА), это - место Мужика. Здесь действует основной общественный институт - ОБЩИНА – МИР, который решает основные проблемы общества, в том числе и воспитание равных (Мужик) на мирских сходах (собраниях). Ядром же общины, его боевой структурой являлась мужская воинская корпорация – Партия.

Парень самый активный возраст по познанию окружающего мира, его пространство включает ДОМ-УСАДЬБУ-ПОЛЕ-ЛЕС. Основное же место действия Парня в сказке это – ЛЕС (Тридевятое царство – чужие края). Несколько раз, начиная с мальчика до жениха, он переходит из одного возрастного объединения (БЕСЕДЫ) в другое, проходя через испытания (инициации). Эти возрастные объединения и взрослые наставники (Дядьки) воспитывают его, развивают необходимые качества и отслеживают уровень готовности для перевода в следующую возрастную группу или в мужскую корпорацию – ПАРТИЮ.

Теперь более подробно рассмотрим каждый возрастной период.



I. Дитя ~ до 7 лет. «Умел дитя родить, умей и научить»

В сказке образ Дитя (например: сказка «Лубяная избушка») - это ЗАЯЦ, характеризует его то, что у него СЛАБАЯ ДУША («ушла в пятки»), но в ходе повествования она растет, набирается через ВРЕМЯ ОПЫТА (волк), СИЛЫ (медведь), УПОРСТВА (бык, баран) и в конце обретает необходимый воинский ДУХ (петух) для победы над коварным врагом (лиса). Итак возраст Дитя - это период СЛАБОЙ (МАЛОЙ) ДУШИ, основное свойство и задача которого рост. Рассмотрим как воспитывается дитя в этом периоде, методы и средства воспитания.

Воспитание как процесс влияния на формирование личности начинается еще в материнском чреве, с ограждением матери (следовательно и плода) от отрицательных эмоций и создания комфортных условий для вынашивания, уже в это время на ребенка влияет кинематика матери, пение песен и речь.

После рождения наступает «колыбельный» или молочный возраст - ТЕЛЕНОК («хороший теленок двух маток сосет»). Воспитание в это время - это колыбельные песни, которые своей интонационно-ритмической основой сопровождают простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения (поглаживание, разведение и складывание ручек, качание на ноге, гимнастика пальцев «Сорока ворона» и т.д.). Все эти приемы и средства оптимальным образом удовлетворяют запросы растущего и развивающегося организма, отвечая активной, не созерцательной природе ребенка.

От года до трех лет, в этом периоде происходит обряд «постриги», дитя определяли как мальчика, сажали на коня, давали подержать предмет, определенно связанный с деятельностью мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). В его воспитании, кроме матери, нянек (бабушка, старшие сестры и т.д.), с этого момента принимают участие и другие родственники.

В пространстве ДОМА Дитя (СЛАБАЯ ДУША) встречает богатство духа и жизненного опыта (Старик), за преклонным возрастом и внешней физической немощью которого находится кладезь народной мудрости. Через Старика Дитя узнает «какого он роду племени, какого отца – матери». Через предания, старины, баллады, были, образы богатырей и святых угодников старик внушает ему «откуда есть пошла Русская Земля – и откуда стала есть» и что бы был он – «памятью крепок – Родом силен». А Род это всегда фундамент, это психобиологический, культурный и экономический капитал. Вот так через наследие родной земли происходит освоение религиозного, культурно-исторического наследия родного края.

Через сказку ребенок также узнает очень многое, сказка учитель, она задает уроки («… добрым молодцам урок»), причем уже известная может задать новый урок. Так Дитя узнает о силе любви (Аленький цветочек); силе смеха (Царевна - Несмеяна); значении послушания (Гуси-Лебеди); силе семьи, артели, коллектива (Репка); о пути, который необходимо пройти, чтобы стать мужчиной-воином (Лубяная избушка) и т.д.

Через игры ребенок приобретает залог полноценной душевной жизни в будущем, развивая сноровку, сообразительность, инициативу, ловкость и т.д. Происходит игровое саморазвитие личности, не игравший в детстве человек никогда, став взрослым, не развернет до конца своих человеческих потенций. Игра - основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах поведения, правилах общежития. Игры проникнуты принципами справедливости, подражают серьезной жизни, обыгрывая идеальные юридические и социальные нормы.

Через подражание старшим дети приучались к труду, в 3-4 года они ходили со старшими братьями и сестрами за домашней птицей (гуси, утки), по мере подрастания – за скотом (в подпасках), на конях (ездовыми). Помогали отцу, деду, старшему брату в ремеслах, на полевых работах.

К семи же годам мальчик окончательно переходит от материнского «окормления» к мужскому воспитанию.



II. Парень

Малец 7-9 лет, участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня.

Образ Парня – это ВОЛК, основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – Мужика ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и со ВРЕМЕНЕМ набирался ОПЫТА.

Возрастные объединения этого периода назывались (например, на Севере России) БЕСЕДЫ, их могло быть в каждой деревне от 2 до 5, распространенный вариант - 3: младшая, средняя и старшая беседы.

Ребята младшей беседы учились борьбе, играли в прятки, участвовали в мужской игре всех возрастов – кулачном бое «стенка на стенку» где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни). На смену им в кулачный бой вступали подростки средней беседы (12-14 лет), которые имели уже своего вожака – атамана, парня из сверстников, они бились уже строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка «выростков»- это ребята старшей беседы (17-19 лет), ходившие по деревне в женихах. Выростки могли участвовать на флангах заправского боя взрослых. Кулачные бои детей предваряли бой взрослых. Для боев характерна наглядная преемственность поколений Дед-Отец-Сын. Через традиционные праздничные рукопашные состязания (борьба, кулачные бои) Парень развивал не только физические качества, он приучался высокой самодисциплине, ответственности «Взялся за гуж не говори, что не дюж», «Боец к бойцу быть победному концу». Учился подчиняться - «Атаманское слово закон», узнавал значение иерархии «Атаманом артель крепка», силу коллектива - «Артелью города берут», «Один горюет, а артелью воюет», «Артели думой не владать», силу одного «Один в поле не воин» и в то же время - «Смелым Бог владеет», «Укрепиться человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Всякое дело мастера боится», «За битого двух небитых дают»

Кулачные бои воспитывали и нравственность, бои называли «полюбовными», «по любви&rant-family: "Times New Roman","times"">

Так пространство Дитя - ДОМ также, как и у Старика, активная социальная деятельность которого уменьшается до пространства дома, откуда он и начал свой путь как Дитя. В пространстве дома действует самый первый институт воспитания традиции: СЕМЬЯ.

Следующее пространство, обнимающее и охраняющее ДОМ – ПОЛЕ (включая СЕЛО – УСАДЬБА), это - место Мужика. Здесь действует основной общественный институт - ОБЩИНА – МИР, который решает основные проблемы общества, в том числе и воспитание равных (Мужик) на мирских сходах (собраниях). Ядром же общины, его боевой структурой являлась мужская воинская корпорация – Партия.

Парень самый активный возраст по познанию окружающего мира, его пространство включает ДОМ-УСАДЬБУ-ПОЛЕ-ЛЕС. Основное же место действия Парня в сказке это – ЛЕС (Тридевятое царство – чужие края). Несколько раз, начиная с мальчика до жениха, он переходит из одного возрастного объединения (БЕСЕДЫ) в другое, проходя через испытания (инициации). Эти возрастные объединения и взрослые наставники (Дядьки) воспитывают его, развивают необходимые качества и отслеживают уровень готовности для перевода в следующую возрастную группу или в мужскую корпорацию – ПАРТИЮ.

Теперь более подробно рассмотрим каждый возрастной период.



I. Дитя ~ до 7 лет. «Умел дитя родить, умей и научить»

В сказке образ Дитя (например: сказка «Лубяная избушка») - это ЗАЯЦ, характеризует его то, что у него СЛАБАЯ ДУША («ушла в пятки»), но в ходе повествования она растет, набирается через ВРЕМЯ ОПЫТА (волк), СИЛЫ (медведь), УПОРСТВА (бык, баран) и в конце обретает необходимый воинский ДУХ (петух) для победы над коварным врагом (лиса). Итак возраст Дитя - это период СЛАБОЙ (МАЛОЙ) ДУШИ, основное свойство и задача которого рост. Рассмотрим как воспитывается дитя в этом периоде, методы и средства воспитания.

Воспитание как процесс влияния на формирование личности начинается еще в материнском чреве, с ограждением матери (следовательно и плода) от отрицательных эмоций и создания комфортных условий для вынашивания, уже в это время на ребенка влияет кинематика матери, пение песен и речь.

После рождения наступает «колыбельный» или молочный возраст - ТЕЛЕНОК («хороший теленок двух маток сосет»). Воспитание в это время - это колыбельные песни, которые своей интонационно-ритмической основой сопровождают простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения (поглаживание, разведение и складывание ручек, качание на ноге, гимнастика пальцев «Сорока ворона» и т.д.). Все эти приемы и средства оптимальным образом удовлетворяют запросы растущего и развивающегося организма, отвечая активной, не созерцательной природе ребенка.

От года до трех лет, в этом периоде происходит обряд «постриги», дитя определяли как мальчика, сажали на коня, давали подержать предмет, определенно связанный с деятельностью мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). В его воспитании, кроме матери, нянек (бабушка, старшие сестры и т.д.), с этого момента принимают участие и другие родственники.

В пространстве ДОМА Дитя (СЛАБАЯ ДУША) встречает богатство духа и жизненного опыта (Старик), за преклонным возрастом и внешней физической немощью которого находится кладезь народной мудрости. Через Старика Дитя узнает «какого он роду племени, какого отца – матери». Через предания, старины, баллады, были, образы богатырей и святых угодников старик внушает ему «откуда есть пошла Русская Земля – и откуда стала есть» и что бы был он – «памятью крепок – Родом силен». А Род это всегда фундамент, это психобиологический, культурный и экономический капитал. Вот так через наследие родной земли происходит освоение религиозного, культурно-исторического наследия родного края.

Через сказку ребенок также узнает очень многое, сказка учитель, она задает уроки («… добрым молодцам урок»), причем уже известная может задать новый урок. Так Дитя узнает о силе любви (Аленький цветочек); силе смеха (Царевна - Несмеяна); значении послушания (Гуси-Лебеди); силе семьи, артели, коллектива (Репка); о пути, который необходимо пройти, чтобы стать мужчиной-воином (Лубяная избушка) и т.д.

Через игры ребенок приобретает залог полноценной душевной жизни в будущем, развивая сноровку, сообразительность, инициативу, ловкость и т.д. Происходит игровое саморазвитие личности, не игравший в детстве человек никогда, став взрослым, не развернет до конца своих человеческих потенций. Игра - основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах поведения, правилах общежития. Игры проникнуты принципами справедливости, подражают серьезной жизни, обыгрывая идеальные юридические и социальные нормы.

Через подражание старшим дети приучались к труду, в 3-4 года они ходили со старшими братьями и сестрами за домашней птицей (гуси, утки), по мере подрастания – за скотом (в подпасках), на конях (ездовыми). Помогали отцу, деду, старшему брату в ремеслах, на полевых работах.

К семи же годам мальчик окончательно переходит от материнского «окормления» к мужскому воспитанию.



II. Парень

Малец 7-9 лет, участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня.

Образ Парня – это ВОЛК, основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – Мужика ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и со ВРЕМЕНЕМ набирался ОПЫТА.

Возрастные объединения этого периода назывались (например, на Севере России) БЕСЕДЫ, их могло быть в каждой деревне от 2 до 5, распространенный вариант - 3: младшая, средняя и старшая беседы.

Ребята младшей беседы учились борьбе, играли в прятки, участвовали в мужской игре всех возрастов – кулачном бое «стенка на стенку» где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни). На смену им в кулачный бой вступали подростки средней беседы (12-14 лет), которые имели уже своего вожака – атамана, парня из сверстников, они бились уже строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка «выростков»- это ребята старшей беседы (17-19 лет), ходившие по деревне в женихах. Выростки могли участвовать на флангах заправского боя взрослых. Кулачные бои детей предваряли бой взрослых. Для боев характерна наглядная преемственность поколений Дед-Отец-Сын. Через традиционные праздничные рукопашные состязания (борьба, кулачные бои) Парень развивал не только физические качества, он приучался высокой самодисциплине, ответственности «Взялся за гуж не говори, что не дюж», «Боец к бойцу быть победному концу». Учился подчиняться - «Атаманское слово закон», узнавал значение иерархии «Атаманом артель крепка», силу коллектива - «Артелью города берут», «Один горюет, а артелью воюет», «Артели думой не владать», силу одного «Один в поле не воин» и в то же время - «Смелым Бог владеет», «Укрепиться человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Всякое дело мастера боится», «За битого двух небитых дают»

Кулачные бои воспитывали и нравственность, бои называли «полюбовными», «по любви», «любок`а», участвовали в которых по охоте, т.е. своему желанию, по вольной воле. Правила и уговор строго регламентировали отношения во время состязаний. Например: правило «Не иметь сердца» запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести. «Не иметь сердца» значит, что сердце (душевное состояние) должно находится в равновесии, что оно не распалено чувствами: злобой, жестокостью, ненавистью. На то же направлены правила: «Лежачего не бить», «Не иметь закладок», «Со спины не заходить». Запрещались увечные удары и способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника. Кулачные бои, борьба - существенная и необходимая часть мужского воспитания. Это воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху - «На бою не убьют, и без невесты не оставят». На бои приходили посмотреть празднично наряженные все жители деревни, а девушки здесь высматривали себе женихов.

В среде своего возрастного коллектива и под руководством Дядек, через обряды и обычаи, пословицы и поговорки, песни, сказки, былины и притчи устанавливались в Парне непреложные истины и понятия.

ПОСТУПОК, - духовно, морально значимое действие. Каждый поступок это путь по лестнице, он либо поднимает человека на ступень к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме и тогда говорят о падении - «душа падает».

В результате поступка, побуждаемый чувством идущим от сердца, минующим ум, познавал он естественный закон, заложенный в нас изначально, биологически – СОВЕСТЬ, ощущая его так же как холод или тепло, и ощущение это не нужно обосновывать, а, если человек подыскивает оправдание поступку вопреки чувству Совести, он творит Неправду. Голос ПРАВДЫ – ощущение Совести – от сердца. Голос КРИВДЫ – оправдание перед собой – от ума. Полярность мира, вечный бой Правды и Кривды, Добра и Зла подводили к необходимости ПОДВИГА – действия, вокруг которого строятся сюжеты сказок о Парне. Понятие о подвиге занимало особое место в традиции воспитания. ПОДВИГ не просто шажок, но явный сдвиг, прыжок в сторону Света, приближающий к Богу. Смысл подвига – самоотречение, он хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай». В этом порыве собственное «я» пропадает, уходит на второй план, соединяется в понятие «мы», «Родина», «друг», и полностью вытесняется понятием «мы». Единение таких вольных людей, идущих по пути подвижничества, представляло понятие КРУГ (Артель). Круг – это место, где каждый равен, но волен и по своей воле объединен:

«Уж вы сядемте, ребятушки, во единый круг,

Уж вы станемте думу думати» (из русской народной песни)

КРУГ - это сила товарищества («локтем к локтю»), мощь направленной совместной мысли, духовного устремления и физического приложения. Вероятно, именно здесь закладывалась база для такого понятия как СОБОРНОСТЬ.

Переводу в такое товарищество вольных, равных – Мужиков Парень готовился. Если старшие считали, что тот или иной парень созрел для перевода в ПАРТИЮ (мужскую воинскую корпорацию), мужчины приходили на БЕСЕДУ юношей. «Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее, и взявшись за концы уводили парня из «беседы» ... Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» – в «партию». (Г. Базлов, стр. 19-20).

Период Парня самый яркий по активности, по освоению, познанию окружающего мира. Деятельность парня постоянно выходит за границы ( в Тридевятое царство) пространства общины – это ушкуйные походы, пребывания в лесу («мужские дома», пример: сказка «Спящая красавица», «Лесные братья»). В самой общине Парень участвует в праздниках, обрядах, где необходима удаль, озорство (например, святочное озорство молодежи). Подростки и юноши из того же удальства – озорства залезают в чужой сад за яблоками, хотя в своем саду их много. В этом - их возраст, они пробуют, учатся цепкости, хватке, в традиции это понимали и умели управлять этими устойчивыми познавательными интересами. Обучали и воспитывали Парня именно мужчины, «Дядьки» (например, Цесаревичей учили отставные солдаты).

 


III. Мужик.

Долго не женатый Парень вызывал сожаление и даже некоторое презрение в общине, поэтому логическим завершением периода Парня, его высокой социальной активности является женитьба, вот и в сказке после всех подвигов сюжет заканчивается свадьбой героя.

Во время многодневного спектакля – свадьбы, Парень прощается с миром юношества, перерождается (как и при инициации) и вступает в мир зрелости мужем, хозяином.

Только с этого времени он равноправный член общины и «партии» (мужской воинской корпорации) и, если Парень по сказке - ВОЛК и ему свойственен коллектив – стая, то Мужик это - МЕДВЕДЬ, это хозяин леса и семьи (см. сказку «Маша и Медведь»), он один, а за его спиной его семья, и он за них в ответе. Поэтому говорят про такого, что он остепенился, заматерел.

Мужик характеризуется СИЛОЙ и УПОРСТВОМ, которые он еще как парень приобрел через ОПЫТ и ВРЕМЯ, время Мужика это время настоящего Дела. Собственно с этого момента можно сказать, что воспитание его заканчивается, он сам уже начинает воспитывать. Кроме того, как Отец, он имеет свойство рожать детей (см. Ветхий завет) и по плоти и духовно (так в сказке, например: «у отца было 3 сына…»). Поведение же самого мужика в общине регулируется устоявшимися нормами, в спорных случаях - на мирских сходах, собраниях. Община («мир») имела огромную силу и значение для Мужика, самым серьезным наказанием для члена общины было изгнание, тогда он становился изгоем, человеком, оторванным от корней и лишенным помощи Рода.

Мужик, у которого появились внуки, но он еще мог иметь детей, становился Дедом. Перейдя границу детородного возраста мужик становился Стариком.

 


IV. Старик.

Физические силы покидают человека, а духовный мир, со временем только растет. Старик – это кладезь опыта, мудрости, к нему после дела (Мужик), приходит заслуженное признание. В следствии этого - почтение стариков, и как результат духовный институт старчества, основа любой духовно развитой культуры.

 

Именно последовательное и поступательное воспитание мужчины заложено в представленной нами схеме возрастных периодов. Такое воспитание соответствует психосоциальным и духовным потребностям означенных возрастов, и представляется нами закономерным и естественным воспитанием. А именно: человек (мужчина) сначала растет, потом, укрепляясь, пробует, набирается со ВРЕМЕНЕМ ОПЫТА и СИЛ, затем делает дело, и только потом получает за это признание. Схема представляется нам актуальной и современной. Она открывает некоторые вопросы. Например, может ли мальчик не окрепнув пробовать что-то делать, а подросток, парень, не попробовав, - делать на бело, или, можно ли только попробовав дело, сразу получить признание и как все это отразится на физическом, психическом, душевном состоянии человека и окружающих его. Любой сбой такого закономерного и традиционного воспитания приводит к возрастающей преступности среди несовершеннолетних и является следствием глобального “социального аутсайдерства”, когда молодежь и дети оказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение, а на смену им, кроме “института улицы и подворотни”, ничего не пришло.

В связи с этим мы считаем, что система традиционного воспитания требует пристального внимания и изучения и является необходимой почвой и источником для современных исследователей и воспитателей.

 

«Не иметь сердца» значит, что сердце (душевное состояние) должно находится в равновесии, что оно не распалено чувствами: злобой, жестокостью, ненавистью. На то же направлены правила: «Лежачего не бить», «Не иметь закладок», «Со спины не заходить». Запрещались увечные удары и способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника. Кулачные бои, борьба - существенная и необходимая часть мужского воспитания. Это воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху - «На бою не убьют, и без невесты не оставят». На бои приходили посмотреть празднично наряженные все жители деревни, а девушки здесь высматривали себе женихов.

В среде своего возрастного коллектива и под руководством Дядек, через обряды и обычаи, пословицы и поговорки, песни, сказки, былины и притчи устанавливались в Парне непреложные истины и понятия.

ПОСТУПОК, - духовно, морально значимое действие. Каждый поступок это путь по лестнице, он либо поднимает человека на ступень к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме и тогда говорят о падении - «душа падает».

В результате поступка, побуждаемый чувством идущим от сердца, минующим ум, познавал он естественный закон, заложенный в нас изначально, биологически – СОВЕСТЬ, ощущая его так же как холод или тепло, и ощущение это не нужно обосновывать, а, если человек подыскивает оправдание поступку вопреки чувству Совести, он творит Неправду. Голос ПРАВДЫ – ощущение Совести – от сердца. Голос КРИВДЫ – оправдание перед собой – от ума. Полярность мира, вечный бой Правды и Кривды, Добра и Зла подводили к необходимости ПОДВИГА – действия, вокруг которого строятся сюжеты сказок о Парне. Понятие о подвиге занимало особое место в традиции воспитания. ПОДВИГ не просто шажок, но явный сдвиг, прыжок в сторону Света, приближающий к Богу. Смысл подвига – самоотречение, он хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай». В этом порыве собственное «я» пропадает, уходит на второй план, соединяется в понятие «мы», «Родина», «друг», и полностью вытесняется понятием «мы». Единение таких вольных людей, идущих по пути подвижничества, представляло понятие КРУГ (Артель). Круг – это место, где каждый равен, но волен и по своей воле объединен:

«Уж вы сядемте, ребятушки, во единый круг,

Уж вы станемте думу думати» (из русской народной песни)

КРУГ - это сила товарищества («локтем к локтю»), мощь направленной совместной мысли, духовного устремления и физического приложения. Вероятно, именно здесь закладывалась база для такого понятия как СОБОРНОСТЬ.

Переводу в такое товарищество вольных, равных – Мужиков Парень готовился. Если старшие считали, что тот или иной парень созрел для перевода в ПАРТИЮ (мужскую воинскую корпорацию), мужчины приходили на БЕСЕДУ юношей. «Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее, и взявшись за концы уводили парня из «беседы» ... Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» – в «партию». (Г. Базлов, стр. 19-20).

Период Парня самый яркий по активности, по освоению, познанию окружающего мира. Деятельность парня постоянно выходит за границы ( в Тридевятое царство) пространства общины – это ушкуйные походы, пребывания в лесу («мужские дома», пример: сказка «Спящая красавица», «Лесные братья»). В самой общине Парень участвует в праздниках, обрядах, где необходима удаль, озорство (например, святочное озорство молодежи). Подростки и юноши из того же удальства – озорства залезают в чужой сад за яблоками, хотя в своем саду их много. В этом - их возраст, они пробуют, учатся цепкости, хватке, в традиции это понимали и умели управлять этими устойчивыми познавательными интересами. Обучали и воспитывали Парня именно мужчины, «Дядьки» (например, Цесаревичей учили отставные солдаты).

 


III. Мужик.

Долго не женатый Парень вызывал сожаление и даже некоторое презрение в общине, поэтому логическим завершением периода Парня, его высокой социальной активности является женитьба, вот и в сказке после всех подвигов сюжет заканчивается свадьбой героя.

Во время многодневного спектакля – свадьбы, Парень прощается с миром юношества, перерождается (как и при инициации) и вступает в мир зрелости мужем, хозяином.

Только с этого времени он равноправный член общины и «партии» (мужской воинской корпорации) и, если Парень по сказке - ВОЛК и ему свойственен коллектив – стая, то Мужик это - МЕДВЕДЬ, это хозяин леса и семьи (см. сказку «Маша и Медведь»), он один, а за его спиной его семья, и он за них в ответе. Поэтому говорят про такого, что он остепенился, заматерел.

Мужик характеризуется СИЛОЙ и УПОРСТВОМ, которые он еще как парень приобрел через ОПЫТ и ВРЕМЯ, время Мужика это время настоящего Дела. Собственно с этого момента можно сказать, что воспитание его заканчивается, он сам уже начинает воспитывать. Кроме того, как Отец, он имеет свойство рожать детей (см. Ветхий завет) и по плоти и духовно (так в сказке, например: «у отца было 3 сына…»). Поведение же самого мужика в общине регулируется устоявшимися нормами, в спорных случаях - на мирских сходах, собраниях. Община («мир») имела огромную силу и значение для Мужика, самым серьезным наказанием для члена общины было изгнание, тогда он становился изгоем, человеком, оторванным от корней и лишенным помощи Рода.

Мужик, у которого появились внуки, но он еще мог иметь детей, становился Дедом. Перейдя границу детородного возраста мужик становился Стариком.

 


IV. Старик.

Физические силы покидают человека, а духовный мир, со временем только растет. Старик – это кладезь опыта, мудрости, к нему после дела (Мужик), приходит заслуженное признание. В следствии этого - почтение стариков, и как результат духовный институт старчества, основа любой духовно развитой культуры.

 

Именно последовательное и поступательное воспитание мужчины заложено в представленной нами схеме возрастных периодов. Такое воспитание соответствует психосоциальным и духовным потребностям означенных возрастов, и представляется нами закономерным и естественным воспитанием. А именно: человек (мужчина) сначала растет, потом, укрепляясь, пробует, набирается со ВРЕМЕНЕМ ОПЫТА и СИЛ, затем делает дело, и только потом получает за это признание. Схема представляется нам актуальной и современной. Она открывает некоторые вопросы. Например, может ли мальчик не окрепнув пробовать что-то делать, а подросток, парень, не попробовав, - делать на бело, или, можно ли только попробовав дело, сразу получить признание и как все это отразится на физическом, психическом, душевном состоянии человека и окружающих его. Любой сбой такого закономерного и традиционного воспитания приводит к возрастающей преступности среди несовершеннолетних и является следствием глобального “социального аутсайдерства”, когда молодежь и дети оказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение, а на смену им, кроме “института улицы и подворотни”, ничего не пришло.

В связи с этим мы считаем, что система традиционного воспитания требует пристального внимания и изучения и является необходимой почвой и источником для современных исследователей и воспитателей.



Список использованной литературы:

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Спб. – 1996

2. Харламов И.Ф. Педагогика, М. – 1990

3. Базлов Г.Н. Утаман снял серу шапку // Русский стиль, 1992 №1, с. 19-26

4. Материалы В.В. Николина д.ф.н г.Екатеринбург

Экспедиционные мат-лы автора.


« Назад

Copyright © НРОО «Лад» 2008 - 2017 г., Powered by DDD.RU™, Russia